Забудут адрес – больше не пиши.
Пусть сгладят неприступный твой утёс
Стихи про одиночество души,
Красивые и грустные до слёз.
Стихи об одиночестве заставляют нас поверить, что мы не одиноки в своей изоляции, и что каким бы несправедливым ни казался нам наш удел, в нем нет ничего необычного. Напротив, чувство одиночества (со всеми вытекающими последствиями и сопутствующей грустью) было присуще огромному числу людей на протяжение всей исторической перспективы, причем некоторым из них удалось сублимировать его в гениальное творчество, намного опередившее свое время.
В данном разделе вашему вниманию представлены стихи об одиночестве современного русского поэта Д. Рудого.
“Одиночество”
I
Я удалился в одиночество,
Во мрак спокойный и таинственный.
Покой – король, Его Высочество, –
Отныне спутник мой единственный.
II
Отныне, впредь, во веки вечные
Мне не страшны души метания,
Капризы сердца бесконечные,
Его тоска, его страдания.
III
Вступив в чертоги отрешения,
Я стал решительно свободным
И перестал терпеть лишения,
Чтоб стать кому-нибудь угодным.
IV
Я не рискую быть невежливым,
Я не рискую быть наивным,
Высокомерным и насмешливым,
Надменным, гадким и противным.
V
Я не рискую стать заложником
Чьего-то трепетного мнения,
Исчадьем ада, злым безбожником,
Рождённым ради преступления.
VI
Я никогда не стану пленником
Чужих умов мировоззрения,
Вероотступником, изменником,
Достойным кары и презрения;
VII
Не стану жертвой обаяния
Ни теплой страсти, ни холодной,
И избегу оков влияния
Любви святой и благородной.
VIII
И, окруженный вереницами
Из дней пугающе похожих,
Я не столкнусь с чужими лицами
Случайно встреченных прохожих.
IX
Меня измучили сражения
С людьми и их непониманием
На все вопросы, предложения
Я отвечал немым молчанием.
X
Не претендуя на признание
И в нём не чувствуя потребности,
Я нёс свое святое знание
Сквозь пласт неверящей враждебности.
XI
Но я устал гореть неистово
И пот на землю лить кровавый,
Лишенья, боль пути тернистого
Сломили мой характер бравый.
XII
Теперь пора принять снотворное…
Но вот прощальное напутствие:
Пусть Одиночество упорное
Не осквернит ничьё присутствие!
2005
Примечание
Стихи про одиночество души, написанные в мае 2005 года, подытоживает школьный период жизни автора, принесший незаурядные творческие достижения, но вынудивший кардинально пересмотреть свои взгляды на человечество как таковое и свое место в нем. Неутешительный итог детства, пессимистичный взгляд в отрочество, мизантропия юности, вселенская грусть – стихи об одиночестве поэта Д. Рудого можно трактовать как угодно, однако их суть останется неизменной.
“Брошенный”
(стихи о вынужденном одиночестве)
Я брошен. Может быть, навек,
А может на два – я не знаю.
Я в тишину свой взгляд вонзаю
И снова жду паденья век.
Все те, кто был со мной знаком,
Меня дразнили эгоистом,
Бесперспективным пессимистом
И старомодным дураком.
С какой-то мстительностью злой
Меня не помнят те, кто знали
И ненароком жизнь связали
На пару месяцев со мной.
Молчит протяжно телефон,
Покрытый толстым слоем пыли:
Мой номер так давно забыли,
Что я забыл, а есть ли он.
Быть может, стоит умереть?
Но нет, пожалуй, в этом смысла:
Ведь не придут, стеная кисло,
На труп мой толпы посмотреть.
К тому же, смерть – плохой предлог
Для привлечения вниманья:
Не превзойдёт поэм собранья
Один короткий некролог.
Придётся жить, но скучно мне
Без дел бездельничать дремотно.
Я взялся за мечтанья плотно,
Но очутился в страшном сне.
Я пару раз хватал перо,
Творил обрубленные строчки,
Чтоб в этой странной оболочке
Создать прекрасное тавро;
Чтоб заклеймить навечно зло,
Воспев иные идеалы,
И благородные металлы
Презреть всем низостям назло…
Но мыслей сладостный полёт
Прервал урчанием желудок –
Во мне, увы, сильней рассудок,
А страсть, хоть видит, да неймёт.
Итак, один и навсегда,
В объятьях сумерек и праха;
По мне, увы, не плачет плаха,
И впереди – года, года…
2005
“«Одиночеству» Бродского”
(критика стихотворения И. Бродского)
I
Когда встают ступени палубой,
И путь усыпан компромиссами,
Когда абзацы пахнут жалобой,
А за тревожными кулисами
Из темноты приподнимается
Прообраз правды стоеросовой, –
Мой ум простуженный терзается
Неразрешёнными вопросами.
II
Возможно, будь твое послание
Чуть понежней отполированно,
Я б тоже, затаив дыхание,
Внимал тому, что зашифрованно
В парадоксальных мыслей коннице,
Летящей вниз по шаткой лестнице
Навстречу творческой бессоннице,
Шедевров благостных предвестнице.
III
Будь я девицей благородною,
Иль недокормленным романтиком,
То каждой чёрточкою вводною
И каждым троесложным бантиком
Я был бы загипнотизирован,
Подобно слушателю-кролику,
Что жгучей жаждой оккупирован
Впитать ума чужого толику.
IV
Но я, потомок непочтительный,
С гримасой крайне недовольною
Свой стих слагаю обвинительный,
Взбешенный рифмой произвольною
И общим смыслом откровения,
Столь музыкально-утончённого,
Но порождающего трения
И на нападки обречённого.
V
Зачем покорность преклонения
Всучить стремишься столь нескромно ты?
Что это? Признак утомления,
Иль страх пустой и скучной комнаты,
Карикатуры настоящего,
Продукта проклятого прошлого,
Подобно молоту разящего,
Но, словно бак сортира, пошлого?
VI
Едва ли можно ждать усталости
От вдохновенного соцветия,
Что не дозрело самой малости
До своего двадцатилетия.
К тому ж, достойна уважения
Незаменимость одиночества
В вопросах самопостижения
И инноваторского творчества.
VII
Но тяжело без роду-племени
Стучаться в кузницу волшебного
И, разрешаясь ото бремени,
Не вскрикнуть слова непотребного –
А вы смогли б с забралом поднятым
Хлебать одну баланду честности,
Быть безнадёжно недопонятым
И прозябать в глухой безвестности?
VIII
Поэтов путь, смолы тягучее,
Тупик напомнить может в юности.
Как им проникнуть в этом случае
За рамки собственной угрюмости?
Как могут авторы бумажные
Презреть момент тоски и скупости,
На письмена, от пота влажные,
Не уронив хоть каплю глупости?
IX
Что ж, если ночью бледнолицею
Исчезли все четыре стороны,
И разум кажется темницею,
И в окна бьют крылами вороны,
Ты можешь жаждать возрождения
И, поборовши кашель лающий,
Два-три ошибочных суждения
Замуровать в строфе хромающей.
X
Ты можешь поклониться данности
С ее уютными могилами
Где в поразительной сохранности
Лежат мурены с крокодилами.
Ты можешь даже славить одами
Её глубины бесконечные,
Где гибли целыми народами
Осколки звёзд недолговечные.
XI
Но пожалей певца голодного
И бесприданницу невздорную,
Что от наития природного
Считают форму стихотворную
Вселенской правды воплощением,
Гостеприимно-тихой гаванью,
Где промышляет бард крещением
Приговорённых к жизни плаванью.
XII
Не предлагай им призрак знания –
Пускай они не сомневаются,
Что распрекрасные предания
О Восхитительном сбываются.
Останься верен мненью частному,
Но не пускайся в мракобесие,
Чтоб не пришлось тебе, несчастному,
Терять и в рае равновесие.
Август-сентябрь 2010 г.
Д. Рудой о стихотворении ““Одиночеству” Бродского”
Я не люблю Бродского (из-за его ярко выраженного эгоизма), хотя его перу принадлежат как минимум 4 гениальных стихотворения (“Прощайте, мадмуазель Вероника”, “Элегия на смерть Ц. В.”, “Шведская музыка” и “Строфы” – одна из совершеннейших работ русской поэзии ХХ века). Однако в 19 лет Бродский был еще сырец с большими задатками и картиной мира, глубоко деформированной либеральными идеями. К сожалению, многие люди склонны считать, что всё, что выходит из-под пера распиаренных авторитетов, одинаково высококачественно (поэтому в школах учат попсовое “Я помню чудное мгновенье…”, а не “Разговор поэта с книгопродавцем” Пушкина), так что даже самые вредные заблуждения поэтов могут стать объектом восторженного переложения из уст в уста (по Маяковскому).
Именно это и произошло с “Одиночеством” Бродского, превратившимся в своеобразный гимн очарованных гимназисток и бледных гимназистов, пытающихся затащить их в постель. Когда я понял, насколько вредно это стихотворение для неокрепшего детско-юношеского мышления, то счел своим долгом продемонстрировать опасные просчеты “Одиночества” Бродского как в смыслах, так и в форме. Замечу, что на момент написания стихотворения мне уже исполнилось 22, и у меня за плечами были две поэмы (“Паноптикум” и “Игрушки Судьбы”), однако снисходительную манеру старшего брата я позволил себе лишь из-за упрямой убежденности Бродского в своей правоте там, где он жестоко ошибался.
Поэзия одиночества. Взгляд изнутри
Мы рождаемся одни,
живем в одиночку
и умираем в одиночестве.
Постулат буддизма
Стихи об одиночестве – простой поэтический жанр, однако он является своеобразной лакмусовой бумажкой души поэта, наглядно показывающей, насколько он понимает законы мироздания и собственное в нем место. Простота стихов про одиночество обусловлена ограниченностью их эмоционального спектра: таким стихотворениям заданы темы грусти, потерянности, пустоты, душевной боли и слез. Важно понимать, что поэт воспринимает одиночество как противопоставление себя Вселенной. Чем он талантливее, тем ближе его внутренний мир по объему к космосу, и тем больнее ему ощущать диссонанс между желанием отдать себя миру и нежеланием мира принять его.
В контексте стихов про одиночество, поэты делятся на две категории:
- Поэт может использовать данную тему, чтобы пожаловаться на свою печальную долю и упрекнуть судьбу. Это говорит о духовной слабости поэта и ставит под сомнение его авторитет как мыслителя и властителя дум;
- Поэт может бравировать иммунитетом к боли и грусти одиночества. Такие поэты либо заняты самообманом, либо настолько оторваны от человечества, что не могут служить ему, пока не осознают глубину своего эгоизма.
Стихи об одиночестве как слабость
Большинство стихов про одиночество (не только на русском языке) принадлежит к этой категории. Это объясняется тем, что создаются они в депрессивных состояниях, когда поэты наиболее уязвимы и сильнее всего сомневаются в себе. Так Михаил Лермонтов в “Одиночестве” предполагает, что о его смерти будут “больше веселится”, чем о его рождении. Николай Некрасов в стихотворении “Одинокий, потерянный” хочет допроситься у судьбы, “кто виноват”, сожалея об утерянном прошлом. Александр Блок в стихотворении “Одиночество“ делает шаг вперед и остается на позиции наблюдателя, констатирующего печальное состояние лирического героя как бы со стороны. Однако во всех этих стихах поэты признают победу одиночества над своими героями и не предлагают никаких вариантов выхода.
Стихи об одиночестве как бравада
Хотя браваду можно считать завуалированной слабостью, прибегающий к ней поэт не просто рисует печальную картину, а предлагает читателю свою позицию в качестве совета или даже руководства к действию. Примером служит раскритикованное выше “Одиночество” Иосифа Бродского, одного из самых талантливых одиночек мировой литературы, чья пониженная потребность в человеческом обществе сквозит во многих его стихах. С точки зрения (1) художественного оформления субъективной точки зрения и (2) использования стихотворного ритма для создания убедительной интонации, “Одиночество” Бродского есть нечто вроде сдачи поэтического минимума на гениальность, однако точка зрения эта так же неверна, как и печальные выводы поэтов 19-го и начала 20 века. “Стихи про одиночество души”, представленные в этом разделе, можно считать бравадой, доведенной до абсурда, однако автор оставляет читателю право делать любые выводы самостоятельно.
Стихи про одиночество души
Для некоторых людей хорошие стихи про одиночество души – это лучший способ остаться на плаву во время шторма в социальной и, особенно, личной жизни. Однако, переживая это состояние, им совсем необязательно испытывать отрицательные эмоции. Вопреки расхожему мнению, одиночество души – это одно из базовых состояний человеческого существа, в котором нет ничего страшного или зазорного.
У буддистов существует высказывание: “Мы все рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве”. На некоторых людей оно производит крайне негативное впечатление. Это неудивительно, ведь информационный океан, в котором мы существует, оказывает на нас вполне конкретное давление. Средства массовой информации неустанно навязывают нам комплекс неполноценности, связанный с пребыванием в одиночестве. Дескать, человек, не способный обеспечить себе компанию, наверняка неудачник, ведь он обречен на скучное существование, тогда как душа его тянется к общению и веселью.
Данная пропаганда активной социальной жизни построена на базисе полуправд, ведь разные души тянутся к веселью в разных формах. Например, одним из эталонов веселого времпрепровождения в современном мире является встреча с друзьями в шумном баре, где можно также познакомиться с потенциальным романтическим партнером. Но для духовного человека такое мероприятние невыносимо скучно. В самом деле, чтО веселого в том, чтобы находиться в шумном месте, где играет дурацкая музыка, а подвыпившие люди лезут друг к другу с глупостями, которых сами же будут стыдиться, когда протрезвеют? А ведь тот же самый вечер можно потратить с куда большей пользой, познавая мир и обучаясь полезным навыкам
Именно поэтому адепты истинно духовных практик уделяют одиночеству так много времени и внимания. Важно помнить, что одиночество относительно. Так, пребывая в одиночестве относительно друзей, сидящих в баре, человек, оставшийся дома и читающий настоящие стихи, становится гораздо ближе к богу. А разве можно считать одиноким человека, который приблизился к вечному?
Одиночество души поэтов
Говоря строго, к стихам про одиночество души можно отнести любые поэтические произведения, в которых лирический герой стихотворения противопоставляет свой внутренний мир миру внешнему. Больше всего таких примеров можно найти в творчестве Михаила Лермонтова (что интересно, их почти нет у Александра Пушкина). Иосиф Бродский – еще один поэт, систематически писавший стихи про одиночество души и находивший в этом состоянии не наказание, а усладу. Что же касается современной поэзии, любителям стихов про одиночество души может прийтись по вкусу произведения, представленные на этой странице.
“Стихи про одиночество” vs. “Стихи об одиночестве” – какая разница?
Данный раздел предназначен для тех, кто знает, что такое хороший кофе, и, не задумываясь, выплеснет плохое в лицо подавшему.
На первый взгляд, никакой разницы между “стихи про одиночество” и “стихи об одиночестве” не просматривается: оба выражения имеют одно значение и, кажется, могут использоваться взаимозаменяемо без малейшей потери в смысле. Но что, если я покажу вам вот такую таблицу, где представлены поисковые запросы, привлекшие на страницу, которую вы сейчас читаете, посетителей из России за последние 28 дней (на дворе сентябрь 2024-го)?
Что сразу бросается в глаза при внимательном рассмотрении? Во-первых, куда больше людей ищет по запросу “стихи про одиночество” (первая строчка): почти в 10 раз больше, 259 против 31 запроса в месяц. Но интереснее другое: насколько больше людей из тех, кто ищет по “стихи об одиночестве”, не только пролистывают первую страницу до конца, но и кликают на мой сайт (12.9% против 5.4%, хотя средняя позиция по этому запросу ниже – 9,6 против 8,8).
Как это объяснить?
Моя теория такова. Больший процент людей ищут в Интернете по запросу “стихи об одиночестве”, когда сами его переживают (а не когда, например, в школе задали написать сочинение) и интересуются темой изнутри. Им сложнее удовлетвориться вариантами, плавающими сверху и предназначенных для массового потребления, поэтому они углубляются в поисковую выдачу, как в шахтеры в забой, ища свою золотую жилу.
Есть еще одна потенциальная причина. Хотя оба варианта грамматически правильны, сказать “стихи об одиночестве” более культурно: так куда вероятнее выразится профессор консерватории, чем рабочий на стройке (культурные люди вообще чаще обращаются к поэзии, когда переживают сильные эмоции, включая любовь и одиночество). Культурные люди еще и избирательнее, поскольку легко могут отличить хорошие вкус и стиль от плохих; вот и приходится им заниматься добычей радия Маяковского, пусть по-читательски.
А как насчет “стих про одиночество”? Здесь минимальный интерес (всего 1 клик на 116 показов), хотя средняя позиция выше (8,1). Такая формулировка с головой выдает школьника начальных классов, пытающегося справиться с домашним заданием по литературе. Впрочем, таким ребятам тоже нужно приобщаться к хорошей поэзии, так что надеюсь, они окажутся и на этой странице.
Д. Рудой, 21 сентября 2024.